Подготовка к школе… Когда ее начинать? С какого возраста? Недавно мне привели на занятия ребенка, которому 3 года и 8 месяцев. Мама спрашивает: “Мы можем посещать Ваши занятия? Или рано?…” Ничего никогда не бывает рано. Все дошкольное детство готовит ребенка к школьной (и не только) ЖИЗНИ. Конечно, отдавать такую малютку на специальные курсы подготовки к школе, наверное, нецелесообразно. Каждому возрасту свое развитие. 4 года — это возраст игры. Играйте с ребенком! В игре малыш познает мир и усваивает особенности взаимодействия с ним. А вот с детками постарше, я могу рекомендовать игры, которые помогут Вам подготовить малыша к школьной жизни. В эти игры можно играть с детьми уже и в 4 года. Был бы интерес!
Что нам понадобится? СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ. Я бы рекомендовала купить 2 набора одинаковых по форме и размеру палочек, но разных цветов (обычно в комплект входят палочки двух цветов, например, красные и желтые или синие и белые…). Это не обязательно, просто тогда ребенок может выбрать подходящий цвет. Можно заменить палочки обыкновенными спичками, только заранее срежьте все воспламеняющиеся головки с них. Кроме того подготовьте разные мелкие предметы: пуговицы, кусочки ластика, шарики, кусочки плотной материи, бусинки и т.д. (что сможете найти в доме). Эти предметы желательно сложить в небольшую коробочку и держать всегда под рукой — пригодятся!
Первую игру можно назвать “Веселый конструктор” или “Придумай и сложи” (мы с детьми играли в Волшебников. Превращали палочки в предметы-картинки).
Игра заключается в складывании из палочек различных картинок. Договоритесь, сколько палочек Вы будете использовать для создания картинки (ограничение действует только на количество палочек, остальные предметы из коробочки можно использовать в любом количестве). Обязательно сложите с ребенком несколько картинок из палочек, например, такие, как показаны на рисунках.
После этого можно перейти к соревнованию. Варианты:
- каждый участник выкладывает из определенного количества палочек свою фигуру, важно, чтобы эта фигура была сюрпризом для другого игрока. Можно перегородить стол большой раскрытой книгой, например;
- договариваемся, что выкладывать можно только фигуры животных, растения, дома, транспорт и т.д.;
- выкладываем любые фигуры, а другой игрок называет, что сложено и классифицирует — называет к какой группе предметов относится фигура (животные, посуда, транспорт и т.д.);
- складываем фигуры на время (скажем, 10 минут);
- правильно определяем, сколько палочек в фигуре (можно разок допустить ошибку — пусть ребенок ее найдет!).
РАДУЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ! Но ни в коем случае не играйте в “поддавки”! Игра не терпит фальши!
С готовыми фигурами можно поиграть в другие игры. Например, на развитие памяти и внимания. Один из игроков отворачивается, а другой немного меняет фигуру. Например, добавляет несколько лучиков солнцу, меняет пуговку в колесах вагончика и т.д. Первый игрок должен найти изменения в фигуре и назвать их. Заодно и считать поучимся! “Сколько лучиков было? Сколько стало? Сколько я добавила?”
Возможностей видоизменения фигур много: удлинить или укоротить вагоны, надеть на человечка шляпу, сменить цвет каких-то элементов, пристроить дом, добавить окно и другое.
Игры с палочками дают возможность научить ребенка работать по образцу — это важно! В школе детям придется очень много заданий выполнять по образцу.
В презентации Вы можете увидеть “игровые поля” для ребенка. Если Ваш малыш уже умеет читать — пусть прочитает подписи самостоятельно, если нет — прочитайте сами. Только не забудьте, что ребенка надо познакомить с такими героями, как Винни-Пух и ослик Иа Иа. Когда ребенок будет выполнять задания, будьте рядом, но предоставьте возможность ребенку выполнять задания самостоятельно. В случае возникновения сильных затруднений, покажите на рисунке, что надо сделать. Эту игру можно организовать и с группой детей. Можно проверить сколько палочек использовано в фигуре и исправить. Вариант усложнения игры — выложить фигуру после запоминания ее.
Счетные палочки могут помочь Вам и в запоминании букв и цифр. Это очень весело выкладывать палочками буквы, цифры, узоры.