С введением новых стандартов обучения большое внимание уделяется метапредметным умениям и навыкам. Одним из главных навыков является умение работать с текстом. Результаты краевых контрольных работ показали, что именно этот блок является одним из самых сложных. Казалось бы, учитель уделяет достаточно много внимания работе с текстом, но все ли дети умеют действительно понимать прочитанное?… Предлагаю систему контрольных тестов (по материалам книги М.В.Вербицкой и О.И.Волошиной). В статье даны карточки с заданиями, ответами для учителя и нормами оценивания работ. Во 2 классе проводится 5 тестовых работ, которые занимают около 10-15 минут на уроке по мере изучения учебного материала.
2 класс. Тест №1.
Тема: «Работа с текстом. Связная речь».
Раздел: «отбор материала на определённую тему»
Какие умения проверяются:
1 уровень:
умение выбирать среди данных предложений то, которое подтверждает какое – либо высказывание (№2).
2 уровень:
А) умение выбирать в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания (№1);
Б) умение находить в тексте слова, которые могут помочь при рисовании словесной картинки (№3).
Задание №1.
5 баллов (за каждое лишнее подчеркивание минус 1 балл).
Задание №2.
2 балла.
Задание №3.
10 баллов (по 1 баллу за каждое верное подчеркивание; за каждое лишнее подчеркивание — минус 1 балл).
Оценка результатов:
менее 2 баллов — программа не усвоена (2);
от 3 до 12 баллов — программа усвоена удовлетворительно (3);
от 13 до 16 баллов — программа усвоена хорошо (4);
17 баллов — программа усвоена полностью (5).
Тема №2: «Работа с текстом. Связная речь».
Раздел: «Образные выражения, встречающиеся в тексте».
Какие умения проверяются:
2 уровень:
а) умение находить в тексте образные выражения и сравнения (№1);
б) умение находить и исправлять ошибки, допущенные при определении в тексте образных выражений и сравнений (№2).
Задание №1.
11 баллов (по 1 баллу за каждое правильное подчеркивание; за каждое лишнее подчеркивание — минус 1 балл).
Задание №2.
8 баллов (по 1 баллу за каждое правильное подчеркивание; за каждое лишнее подчеркивание — минус 1 балл).
Оценивание результатов:
Менее 5 баллов — программа не усвоена (2);
от 6 до 10 баллов — программа усвоена удовлетворительно (3);
от 11 до 17 баллов — программа усвоена хорошо (4);
от 18 до 19 баллов — программа усвоена полностью (5).
Максимально возможный балл — 19.
Тема №3: «Работа с текстом. Связная речь».
Раздел: «Жанры произведений».
Какие умения проверяются:
1 уровень:
а) умение перечислять изученные жанры произведений (№1);
б) умение приводить примеры из произведений каждого жанра (№2);
2 уровень:
умение узнавать, к какому жанру принадлежит конкретный текст (№3).
Задание №1.
по 1 баллу за правильный ответ (всего 2 балла)
Задание №2.
6 баллов (за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — минус 1 балл)
Задание №3.
6 баллов (по 2 за каждое правильное соединение)
Оценивание результатов:
менее 7 баллов — тема не усвоена (2);
от 8 до 10 баллов — тема усвоена удовлетворительно (3);
от 11 до 13 баллов — тема усвоена хорошо (4);
14 баллов — тема усвоена полностью (5).
Максимальный балл — 14.
Тема №4: «Работа с текстом. Связная речь».
Раздел: «Осмысление текста».
Какие умения проверяются:
1 уровень:
умение выбирать ответ на вопрос: «О ком данное произведение?»
2 уровень:
умение использовать оценочную лексику в названии конкретных поступков людей (№2).
Задание №1.
2 балла.
Задание №2.
8 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ)
Оценивание результатов:
менее 3 баллов — тема не усвоена (2);
от 4 до 6 баллов — тема усвоена удовлетворительно (3);
от 7 до 8 баллов — тема усвоена хорошо (4);
от 9 до 10 баллов — тема усвоена полностью (5).
Максимальный балл — 10.
Тема №5: «Работа с текстом».
Раздел: «Элементы книги».
Какие умения проверяются:
1 уровень:
умение называть изученные элементы книги (№1);
умение выбирать правильный ответ на вопрос: «Для чего нужны иллюстрации?» (№3);
умение узнавать признаки оглавления (№4).
2 уровень:
умение исправлять ошибки в названии элементов книги (№2);
умение находить в оглавлении заданное произведение и определять страницу, на которой оно находится (№5).
Результаты:
Задание №1.
3 балла.
Задание №2.
3 балла (по 1 баллу за каждое правильное исправление).
Задание №3.
2 балла.
Задание №4.
4 балла (по 2 балла за каждое верно отмеченное высказывание).
Задание №5.
2 балла
Задание №5.
2 балла
Оценивание результатов:
менее 6 баллов — тема не усвоена (2);
от 7 до 9 баллов — тема усвоена удовлетворительно (3);
от 10 до 15 баллов — тема усвоена хорошо (4);
16 баллов — тема усвоена полностью (5).
Максимальный балл — 16.