Вопросы безопасности всегда важны! Много говорим о них, но, как показывает практика, запоминают, а уж тем более выполняют, все правила единицы. Почему? Ответ очень прост — культура общества! Если родители не выполняют определенных правил, то и дети не будут этих правил выполнять. Может ли учитель переломить это? Думаю, что это сделать очень сложно, но если не пытаться, то совершенно верно то, что НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ!
В прошлом учебном году я провела 8 классных часов и других мероприятий, постоянно одни и те же формы учащимся надоедают. Но вот начался новый учебный год, и… снова «срочно провести классные часы по безопасности, потому что много детей гибнет под колесами автомобилей!» Вот так и появился этот классный час. Спасибо моему помощнику, студенту СФУ, Рукосуеву Артему Николаевичу, который помог подготовить материалы к этому классному часу, а так же провести его.
Не хочу приводить здесь весь сценарий классного часа — каждый учитель составит его исходя из возможностей и интересов класса. Если бы я работала в обычной, а не дистанционной, школе, то использовала бы эти материалы во внеклассной работе или на занятиях в группе продленного дня.
Детям объявлено, что сегодня на уроке будем играть в настольную игру. А вот что это будет за игра, можно узнать разгадав загадки. Для постановки темы были использованы следующие загадки:
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают. (светофор)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг — … (дорожный знак)
Не живая, а идет,
Неподвижна — а ведет. (дорога)
Полосатая лошадка,
Ее «зеброю» зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (зебра пешеходная)
Учащиеся без проблем скажут, что тема урока «Правила дорожного движения». Для перехода к следующему этапу урока звучит вопрос: «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Наверняка, ответ будет утвердительный. После этого заданы вопросы: «Когда возникли правила дорожного движения? Какими были первые знаки дорожного движения?» Вот тут уже сложнее. Могут быть ответы — дети бывают разные, но поставить под сомнение можно все… Для того, чтобы найти ответы на вопросы предлагается посмотреть ниже опубликованную презентацию.
Для удобства работы на слайдах стоят звуковые дорожки, которые озвучивают слайд. Если класс не достаточно хорошо умеет работать с информацией, то педагог может при просмотре презентации задать уточняющие вопросы по слайдам.
После того как просмотрена презентация, переходим к самой игре. Игровое поле:
Правила игры: учащиеся по очереди бросают кубик и перемещаются по выбранному пути от старта до финиша. Если останавливается на красном кружке — получает от ведущего вопрос (их можно распечатать и разложить на столе). В случае, если игрок дает верный ответ — он перемещается на 1 кружок вперед, если ответ дать не смог — на 1 кружок назад.Если попали на кружок с вопросительным знаком — нужно ответить, что за знак на нем установлен. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша, или тот, кто «проедет» дальше всех от старта.
Эта игра может быть проведена и на интерактивной доске (Например, на Твидле). В этом случае игровое поле размещается на виртуальной доске, фишки рисуются и затем перемещаются игроками с помощью инструмента для удаления «черная стрелка». Вопросы в этом случае озвучивает ведущий, а значения «кубика» печатаются в чате Виртуальной доски.
Вопросы для игры:
Вопросы |
Примерные ответы |
Что такое проезжая часть? |
Это часть улицы, где едут машины. |
Где можно перейти улицу? |
По переходу. |
На какой свет нужно переходить улицу? |
На зелёный |
Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? |
Посмотреть налево, убедиться, что близко нет машин, и начать движение. Дойдя до середины улицы, нужно посмотреть направо и, убедившись в отсутствии машин, закончить переход. |
Место ожидания автобуса. |
Остановка |
Как пешеходу понять, что водитель хочет повернуть в сторону? |
У автомобиля должен мигать указатель поворота. |
Как называется человек, находящийся в машине, но не являющийся водителем? |
Пассажир |
Что устанавливают на обочинах дорог для регулировки движения? |
Дорожные знаки |
Какой знак сигнализирует водителям о том, что необходимо значительно снизить скорость и проявлять большую внимательность во время проезда данного участка. |
Лежачий полицейский |
При каком свете двигаться нельзя? |
При красном |
Как вы понимаете выражение «час пик»? |
Это время наибольшего движения. |
Кто сидит в кабине за рулём автомобиля? |
Водитель |
Где появились первые правила дорожного движения? |
В Древнем Риме |
Где появились первые регулировщики? |
В Древнем Риме |
Где появился первый светофор? |
В Лондоне |
Где появились первые дорожные знаки? |
В Париже |
Так раньше называлось устройство для подачи автомобильного сигнала? |
Клаксон |
В конце урока были подведены итоги: Узнали ли что-то новое? Что понравилось на уроке? Оценить настроение.
Урок понравился всем. Можно использовать подобную форму во внеклассной работе.