Физкультурные минутки.

ФизкультминуткиЭта статья немного выбивается из тематики моего блога, но столкнулась с вопросом молодой коллеги, моей бывшей ученицы: «Как сделать так, чтобы ребенок не уставал во время занятия?» И задумалась, а ведь этот вопрос, должно быть остро стоит не только перед педагогом, но и перед родителями — ведь наши маленькие ученики выполняют домашние задания…  Отработав 30 лет в школе, знаю, что утомление наступает у разных детей по разному и причины самые разнообразные. Этой теме посвящено огромное количество статей, которые есть в интернете. Помогут снять усталость ума и тела, конечно же, движения. Когда-то достаточно простого потягивания, а когда-то и упражнений с высокой двигательной активностью. Только вот специфика моей работы такова, что не всегда эта двигательная активность, в общем понимании, возможна. Поясню — я работаю с детьми, имеющими ограниченные возможности, дистанционно, т.е. через компьютер и интернет. Среди моих учеников есть дети с ДЦП (детским церебральным параличом), которые часто не могут стоять, ходить… они прикованы к инвалидной коляске. А еще прибавьте то, что видим мы друг друга только через экран компьютера, и большая часть времени на уроке — так или иначе связаны с компьютером. А ведь не хочется, чтобы ко всем имеющимся проблемам со здоровьем, прибавились еще и такие, как нарушения зрения (при ВЦП и так часто зрение снижено), сколиоз и так далее. Поэтому и внимание к минуткам отдыха в этих условиях особые.

Не так давно мне попалось интересное видео в интернете. Это игры для пальчиков, правда, предлагаются эти игры для ребят помладше во время вынужденного стояния в автомобильных пробках, но простые тексты и разнообразные движения пальчиков мне очень понравились. Посмотрите это видео, уверена, что из 10 коротких игровых упражнений, вы сможете выбрать то, которое подойдет Вашему ребенку (это касается не только учителей, но и родителей, напоминаю, дети ведь и домашнюю работу делают…).

Кроме этих упражнений можно рекомендовать упражнения для укрепления мышц глаз и снятия зрительного утомления. Во время выполнения этого упражнения детки сидят ровно, облокотившись о спинку стула, ноги ступнями стоят на полу, руки лежат удобно на коленях, голова неподвижна, все движения выполняются только глазками.

Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, мой глазик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» —
За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз —
Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук приблизительно, секунд 10-15.)

Раз, два, три, четыре, пять —
Можно глазки открывать!

Для ребят, которые могут встать и выйти из-за стола, могу рекомендовать движения-имитации.

1). Можно устроить театрализацию сказки «Колобок». При этом ребенок будет выполнять движения животных (выход на встречу к Колобку и попытка поймать его, а так же произносить с разными голосовыми окрасками фразу «Колобок, Колобок, я тебя съем!»). Такая театрализация займет 2-3 минуты, и позволит снять эмоциональное напряжение и усталость от статичной позы.

2). Наверняка, каждый педагог знает большое количество различных стихотворных считалок для выполнения физкультминуток. Мне нравятся такие, в которых движения заданы самим текстом считалки, например:

Эй! Попрыгали на месте.  (прыжки на двух ногах)
Эх! Руками машем вместе.  (движение «ножницы» руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (выпрямиться, подняв голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться пальчиками рук до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носочки)
Повертись на месте ловко. (покружиться на носочках)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (кивки головой)
Завтра будет вновь урок! (руки в стороны, плечи приподняты).

3). Эти упражнения делаются тоже в положении стоя, текст читается медленно, для того, чтобы ребенок мог успеть выполнить движения.

У нас славная осанка, (встают ровно)
Мы свели лопатки. (выполняют соответствующее движение)
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

4). Эти упражнения с удовольствием делают даже те дети, которые плохо координируют свои движения.

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, «летим» по кругу или просто покачиваемся)
У-у-у-у-у-у…

5). Упражнение для отдыха пальчиков и рук при письме. При чтении текста дети изображают руками размер капусты, показывают движениями рук как ее режут, солят, трут и мнут.
Есть у нас капуста,
Большааая капуста.
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.

6). Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой широкими взмахами)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «расстилаем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой, изображая круглую бочку)

7). Можно использовать веселые музыкальные видео-ролики. Они особо любимы детьми. Предлагаю Вам несколько вариантов из интернета: 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *