Уроки обучения грамоты — это уроки обучения чтению и письму. Часто учителя совмещают эти уроки. В этой статье Вы найдёте материалы к урокам, которые будут проходить на первой и второй неделе учебного года с 01.09 по 09.09 в этом году. На этих уроках будут изучаться следующие темы:
— «Азбука» — первая учебная книга.
— Речь устная и письменная. Предложение.
— Слово и предложение.
— Слог.
На уроках по обучению письму обучающиеся знакомятся с Прописью, понятиями «рабочая строка», «верхняя и нижняя линии рабочей строки», учатся писать овалы и полуовалы.
Какие упражнения могут быть использованы на уроках по темам этой недели?
Как всегда, делюсь накопленными мной упражнениями, играми, карточками (в основном это мои личные материалы).
Урок по теме: «Речь устная и письменная. Предложение».
Так как чаще всего урок литературного чтения выпадает на 1 сентября, то обычно знакомство с учебником и понятие «речь» проходит на одном уроке. Для оживления урока использую игровое задание на классификацию «Что положим мы в портфель?». Подобное упражнение есть в Азбуке (стр.4).
«Речь состоит из предложений»… Сделала небольшой, но, как оказалось, достаточно сложный тест для учеников по определению количества предложений.
«Предложение и слово» — на уроке ученики вспоминают и рассказывают сказку «Репка». Вспоминаем сказку, расставляя по порядку героев сказки.
На этом же уроке дети знакомятся с понятиями «дикие и домашние животные». Это задание так же может быть более интересным, если включить им тренажер «Кто где живёт?»
Для темы «Слог» я не делала тренажеров и игр. Но предлагала карточки, на которых нужно соединить картинку со схемой. Хочу обратить Ваше внимание на то, что каждая картинка может быть соединена с несколькими схемами, так как назвать одного и того же персонажа на карточке можно по разному — волк, волчонок, волчищко… Я обычно стимулирую детей на подобные вариации, так как для развития речи — это просто прекрасное упражнение, а у нас там где-то впереди и проверка звуков в слабых позициях и словообразование… Так что ненавязчиво готовим наших деток к изучению тем более сложных — пропедевтику еще никто не отменил, не будем о ней забывать. К сожалению, не сохраняла раньше подобные карточки, но, думаю, достаточно и этого, тем более, что по образцу можно сделать и более качественные карточки.
На уроке письма знакомимся с Прописью. Первые страницы ее «рассказывают» о том, чем и на чём писали в старину. Предлагаю детям посмотреть презентацию. Обсуждаем и комментируем слайды. Информация о шариковой ручке заставляет нас задуматься — а как держать ручку, чтобы она писала красиво? Учимся держать ручку правильно. Презентация для Вас. Если в классе нет интернета, то скачать ее в формате электронной книги можно нажав на ее название «КАК И ЧЕМ ПИСАЛИ В СТАРИНУ И В НАШИ ДНИ».