Вот и дошли мы до чтения первых слогов, первые согласные звуки и буквы (н, с, к, т, л). Хорошо, если ребенок освоил чтение в дошкольном возрасте, а если этого не случилось или ребенок затормозил на первых слогах. Что делать, если навык чтения вызывает сильные затруднения? Я использую несколько заданий, которые бывают очень эффективными.
Обычно я использую в работе карточки для чтения слогов, выделяя буквы разными цветами, а так же несколько разработанных мной цифровых ресурсов, которые разработала сама. Привожу их в этой статье. Уже публиковала зрительные диктанты по системе Федоренко, но, оказалось, что подобную работу можно начинать и на этапе, когда только начинаем осваивать способ чтения.
Обычно глаз ребенка при чтении движется по достаточно сложной траектории (см.рисунок). Как происходит движение глаза? Ребенок смотрит на первую букву, фиксирует ее, вспоминая… Переводит зрительный образ в звук. Затем, взгляд переводится на вторую букву, снова переводит в звук. Далее взгляд возвращается на первую букву и снова движение глаза ко второй букве. Если память ребенка развита слабо, то таких движений может быть много. Замечали когда-нибудь, как малыш водит пальцем от буквы к букве несколько раз? Причина именно в этом. Надо научиться видеть слияние целиком. Охватывая взглядом сразу весь слог-слияние. Использую презентации такого типа:
Презентация для формирования навыка чтения слияний и небольших слов ( буквы н, с, к, т, л, р, в). На каждой букве даны по 2 слайда (слияния и слова). Смена слияний настроена на 0,8 — 1 сек., смена слов на 1,3 — 1,5 сек. Перемещение к нужному слайду — нажмите цилиндр с нужной буквой.
На этапе работы с этими буквами можно использовать следующие карточки (можно распечатать или загрузить для работы на интерактивную доску:
Часто учителя и родители сталкиваются с тем, что ребенок боится читать. Увидев текст, состоящий из нескольких предложений, такой первоклассник отказывается читать. Для таких учеников разрабатываю презентации с постепенным появлением предложений. Красочный слайд привлекает внимание, заинтересовывает начинающего школьника. Ниже привожу вариант такой презентации. Обращаю Ваше внимание, что предлагать ребенку тексты надо постепенно, не более 1 в день. Хорошо, если взрослый, заранее прочитав текст, продумает вопросы, которые задаст ребенку на понимание прочитанного.
Если Вас заинтересовала работа с подобными презентациями, пишите в отзывах, я опубликую весь блок.