Недавно услышала очень интересный разговор двух молоденьких учительниц. Одна из них недоумевала: «Не понимаю, что делать на первом уроке окружающего мира в 1 классе!?»
На самом деле это очень важный урок. Чему должен учиться ребенок на этом уроке?
1. Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Что это значит? Он должен усвоить правила работы с учебником и тетрадью. Первоклассники не умеют ориентироваться в книге. Если Вы не хотите бегать по классу на протяжении многих недель, показывая детям, где им надо будет работать, то Вы обратите внимание на этот момент именно на этом уроке. Сейчас есть время поучиться ориентации в учебнике и в тетради.
2. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Это тоже очень важный момент. Научиться правильно задавать вопросы на уроке очень важно! И на этом уроке можно уделить этому особое внимание.
Большую часть этого урока уделим именно этим умениям детей. Практически весь урок будет посвящен подготовке к работе на уроках. Какие задания я предусмотрела для моих учеников?
1 — после рассматривания учебника, знакомимся с нашими «помощниками». В учебнике есть небольшая сказка-вступление, в которой дети знакомятся с муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Предлагаю детям презентацию, внешний эффект важен для первоклашек. Еще важный момент — на последнем слайде выясняем — как человек получает знания? Из каких ИСТОЧНИКОВ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ.
2. Следующим этапом уделим внимание постановке вопросов. В первую очередь — вопросы КТО? и ЧТО? Можно поиграть в игру.
3. Дети часто задают вопросы, но некоторые затрудняются это делать. Можно предложить задание: рассмотреть картинки и задать по ним вопросы, которые начинались бы с вопросительного слова на слайде.
4. Работа с учебником — это последний этап работы. Знакомимся с условными обозначениями, обязательно находим, где указывается номер страницы, знакомимся с учебными пособиями, с которыми будем работать на уроках.
Можно дать задание — нарисовать муравья Вопросика и Мудрую Черепаху. После подведения итогов — чему учились? Что понравилось? И оценки настроения — вводим символ настроения — урок можно закончить.